Конференция Николоса Ригопулос, д‑р медицины, детский хирург-ортопед. Ортопедическое отделение, Университет Фессалии, больница Святого Луки, Салоники
В статье транскрибация записи конференции. Слова доктора Ригополуса на английском обрезаны, оставили только текст переводчика Анны. Резюме доктора Ригополус.
Приоритеты в лечении ДЦП
Самое важное – мы используем командный подход в отношении пациентов с диагнозом ДЦП. Все операции, которые мы проводим стандартные, проводятся согласно учебникам, нас отличает – это большой личный опыт.
Пациенты приезжают к нам и просят провести конкретную операцию, но прежде всего, мы должны поставить правильный диагноз. Чтобы провести именно нужную операцию.
Мне, как ортопеду-хирургу, важно отличать, передо мной ребенок с ДЦП со спастической формой или со смешанной формой. Это будут два разных подхода. Например: Если мы ребенку со спастикой предложим операцию, которая ему не подходит, то у нас будут плохие результаты.
Формы ДЦП бывают разные, и все дети разные, и повреждения мозга у них разные. Поэтому каждому нужен свой подход. ДЦП возникает либо внутриутробно, либо сразу в первые дни, месяцы после рождения. Но этот диагноз будет с пациентом всю жизнь. При нем происходит повреждение мозга, проблемы с двигательными навыками, возможна регрессия.
- Первым параметром оцениваем, как ребенок способен к коммуникации, уделяем внимание образованию. Если ребенок коммуницирует и хорошо развит интеллект и речь, тогда это будет в приоритете;
- Следующий вопрос – не ставить целью только ходьбу, а сделать приоритетом работу с верхними конечностями;
- Если у нас пациенты с тетрапарезом приоритет становится отсутствие боли и облегчение ухода. Это помощь в одевании, раздевание и бытовых навыках.
В этом отличие отличие СНГ, в СНГ хотят чтобы ребенок быстрее пошел, в Греции и Европе другие приоритеты:
- Первое – коммуникации
- Второе – обучение
- Третье – верхние конечности.
- И в самом конце будет ходьба.
Пример – ребенок с укороченными мышцами, с контрактурами справа, с проявлениями спастики. Все тесты выполняются медленно, если они будут выполняться быстро, мы можем получить неверный результат:
Затем мы добиваемся стабильного положения сидя, контроля головы и туловища. Поскольку в положении сидя у него будет лучше контроль верхних конечностей:
Затем мы переходим к положению стоя, у опоры или без. Ходьба будет в последнем списке приоритетов. Конечно, мы стараемся обеспечить и ходьбу, но если бы мы не выполнили первые три пункта, то это могло бы привести к плохим результатам. Для ходьбы необходимы опора, ходунки, какие-то средства. Не нужно этого стесняться:
Пример – ребенок показал что она может ходить, но ей нужна поддержка. Она взяла коляску и с ее помощью начала ходить. Родители ждали, пока ребенок пойдет сам. Они хотели именно самостоятельной ходьбы, но ребенок не стал ждать и показал, что она может сделать это сама.
Наша роль, как ортопедов-хирургов, предпринять какие-то меры, консервативные или хирургические, чтобы уже в подростковом возрасте ребенок обходился, если это возможно, без опоры. Первое – предотвратить боль и деформации.
Мы всегда слушаем мнение физиотерапевта, который, как член семьи, видит ребенка постоянно. Я в терапии обычно вижу детей один раз в 4–6 месяцев. Как нам и говорят, раз в 6 месяцев показывать детей. А физиотерапевт – это тот, кто видит ребенка каждую неделю. Поэтому мы всегда учитываем его мнение, также он подсказывает нам, что будет правильным в плане ортезов. Решение принимаю не я один, а несколько людей.
После операции нужно настроиться на длительную физическую терапию, чтобы это не было как просто две недели позанимались и все.
Спорт и ДЦП
Не всякий спорт будет полезен для ребенка с ДЦП, поэтому здесь также реабилитолог принимает участие в решениях семьи относительно адаптивного спорта, подходящего под конкретного ребенка.
Гипсование против ортезов при ДЦП
Мы не используем гипсование, это мы делали много-много лет назад. Сейчас используем, но не более чем на 2 недели.
Обычно используем ортезы, которых очень много для детей от дошкольного возраста. Мы предпочитаем слитные ортезы, потому что в этом возрасте им нужно больше поддержки.
Переходим на динамические ортезы, когда ребенок становятся школьником.
Некоторым в итоге можно делать только малоинвазивные операции. И возникает вопрос действительно ли динамические ортезы в этом случае будут самым эффективным решением. И получается так, что при малоинвазивных операциях высока вероятность переудлинения. А это означает, что мы в итоге будем иметь слабые мышцы.
Многие доктора, которые проводят малоинвазивные операции, они выступают против динамических ортезов именно по этой причине ослабленных мышц. И рекомендуют слитные ортезы, которые помогут при этой слабости мышц. Я как врач, уверенный в результатах своего хирургического вмешательства, думаю, что вопрос использования динамических ортезов вообще не должен вас волновать.
Пример: на видео ребенок с диплегией, которому было предложено хирургическое вмешательство
Родители были предупреждены, что первый месяц после операции ребенок может быть очень слабым. Мы видим ребенка через 2 недели после операции, он слаб, он держится за предметы.
Родители должны быть готовы к тому, что это нормально, это послеоперационная слабость. Просто нужно заниматься интенсивной физической терапией.
Вопросы и ответы по реконструкции стоп
Какой лучший возраст для реконструкции?
Однозначно ответить на вопрос, какой возраст, сложно.
Это зависит от типа интенсивности спастичности. Но самое главное – это не допустить деформации костных тканей. Чтобы этого не допустить, нужно вовремя заботиться о мягких тканях, сухожилиях, мышцах. Их нужно сначала сделать, прежде чем браться за деформацию стоп.
У меня был пациент 8‑летнего возраста, который прекрасно ходил на высоких коленях, но он не мог вертикализироваться, то есть при попытке встать у него не получалось. И там была действительно проблема в стопах, и нужно было их реконструировать. Но родителям дали неправильный совет – как можно дольше избегать операции по реконструкции стоп. Но если мы видим, что у ребенка там уже проблема, мы не можем ее откладывать, и это не связано с возрастом.
У детей более младшего возраста первым стоит вопрос об операциях на мягких тканях, то есть сухожилиях и их удлинении. Если мы вовремя не увидели или не сделали ребенку операцию на мягких тканях, тогда уже будет стоять вопрос в различных видах остеотомии, то есть костных операций. Когда, например, было упущено время, и мы видим, что у нас уже подросток 12 лет, тогда идут уже более сложные костные операции.
Как она проводится на обеих ногах сразу или по одной, то есть в рамках разных хирургических операций?
Доктор предпочитает сразу сделать на обеих стопах, но бывают разные случаи, как, например, что упустили время и очень сложная стопа. Тогда он оперирует одну стопу, потому что это займет у него 3 часа. Если оперировать две стопы, соответственно, это 6 часов, а это очень долгая анестезия, что ребенку нельзя делать.
Какова вероятность того, что стопа снова деформируется и ребенку потребуется новая операция?
Вероятность повтора меньше 10%, если операция была сделана вовремя, то есть не допустили серьезных осложнений.
Время нахождения в ортезах либо в гипсах после реконструкции стоп.
Обычно на 4 недели, но в сложных случаях бывает до 6 недели. И ребенок может в этих гипсах начинать физическую терапию обычно со второй недели, спустя 3 недели.
Виды реконструкции стоп. Меня интересует, как раз про ортодез, сказали, там стопа практически обездвижена. Еще есть реконструкция по Эванс.
Да совершенно верно. Но это не совсем по Эвансу. У них модификация операции по Эвансу, он совмещает операцию на мягких тканях с остеотомией в стопах. Это значит, что он одновременно проводит удлинение тех мягких тканей, которые необходимы вокруг стопы. И совмещает это с остеотомией и вставляется небольшая металлоконструкция.
Делать,не делать реконструкцию стоп и на что смотрят?
Каждый случай уникальный, мы смотрим конкретного ребенка и выбираем вариант, который будет подходить именно ему.
Есть ли возможность заочно получить консультацию?
Онлайн консультация возможна.
Вопросы и ответы по лечению кистей
Какие есть хирургические решения при спастичных руках?
Операции на руках проводятся, если недостаточно физической терапии, если не справляются уже ортезы для ручек и если не помогла ботулинотерапия. Мы как ортопеды-хирурги не оперируем спастичность, мы имеем дело с сухожилиями.
Мы работаем в команде, если у ребенка спастика в руках, то участие в консилиуме обязательно принимает невролог-педиатр.
И мы стараемся максимально избежать операции на руках, но если есть показания, то их проводят, это будут удлинения сухожилий.
Какая разница между этаноловыми блоком и ботоксом в руки?
Этаноловые блоки в практике применялись примерно 30–40 лет назад. Когда вы вводите этот блок, вам нужно найти нерв и ввести этанол туда. Блок просто обездвиживает нерв на какое-то время и эта идея мне не очень нравится.
Разница между ботулином и этаноловым блоком в том, что ботулин вводится в мышцу. И эта процедура, которая изучена и описана, а этаноловый блок вводится в нерв. И может случиться так, что ребенок просыпается после анестезии и испытывает сильную боль, потому что в нерв было вколото вещество. И эта боль может быть очень сильной. Мы знаем один такой пример. Это устаревший метод, на практике сейчас не применяем.
Вопросы и ответы по операциям на тазобедренных суставах
Какие типы операций на тазобедренных суставах есть?
Самое главное у пациентов с ДЦП – это позвоночник и тазобедренные суставы и проблемы, которые могут возникнуть в этой области.
Обычно мы стараемся провести и обойтись операциями на мягких тканях, но бывают экстренные ситуации, когда мы не можем ждать возраста 7–8 лет, и нам нужно провести операцию на тазобедренный сустав раньше.
Какой металл используется для операции на тзобедренный сустав?
Мы используем специальные педиатрические металлоконструкции и совмещаем это с операциями на мягких тканях. За эту операцию мы должны прооперировать как и костные структуры, так и сухожилия и мягкие ткани, которые окружают сустав.
Нужно ли металл вынимать спустя какое-то время, если да, то когда?
Вынимать эти спицы или металлоконструкции или нет, зависит от возраста, когда была проведена операция. Если ребенку проведена такая операция в маленьком возрасте, тогда, скорее всего, потребуется изъятие металлоконструкции спустя примерно 2 года после операции.
Можно ли комбинировать операции костные и на мягких тканях за один операционный день?
Операция на костях и мягких тканях делается в один день, то есть совмещается.
После ортопедической операции на тазобедренном суставе, какой должен быть ортопедический режим? Как долго ортезы и как долго ребенок находится в клипсах после операции?
Бывают разные ситуации и сказать можно конкретно только по ситуации, насколько необходима операция, какой режим. Ортопедический режим будет варьироваться в зависимости от сложности и от объема вмешательства.
После операции сразу накладывается гипс?
Они используют облегченный гипс, это один слой классического гипса и поверх него материал из пластика.
После операции на одном тазобедренном суставе, в возрасте 6 лет, есть ли вероятность что понадобиться повтор операции?
Очень важно достичь симметричности. Если мы делаем операцию на одном составе, то есть большая вероятность, что будет несимметрично. Обычно я оперирую сразу на двух, чтобы сделать эту симметричность. Но если, например, с другой стороны все более-менее, то я оперирую, делаю остеотомию с одной стороны, и с другой стороны я сделаю операцию на мягких тканях. Но здесь нужна именно симметрия.
Вопрос и ответы по гиперлордозу
Когда мы были с Агнией, доктор сказал, что это на самом деле должно нас волновать больше, чем внутренняя ротация, потому что гиперлордоз – это более сложная проблема. И как он мне сказал, у них есть решение, что-то они куда-то вкалывают, я не поняла, что куда, вот я сейчас хочу об этом узнать.
Да, потом два дня ребенок отдыхает, и потом начинается терапия.
Основная проблема ДЦП с диплегией. Это связано со спастичностью некоторых мышц. Доктор перечисляет мышцы, куда они вводят очень маленькое количество ботокса. Это позволяет опустить таз и вот эти вот сгибательные мышцы расслабить, и у ребенка улучшается ситуация.
Доктор еще раз повторяет, что они не делают этаноловые блоки, потому что они не уверены в безопасности этой процедуры.