США: эпицентр глобальных медицинских инноваций и крупнейший экспортер пациентов

Аме­ри­кан­ская систе­ма здра­во­охра­не­ния — это пара­докс XXI века. Несмот­ря на ста­тус флаг­ма­на меди­цин­ских тех­но­ло­гий, США демон­стри­ру­ют самые высо­кие в мире затра­ты на здра­во­охра­не­ние, усту­пая в эффек­тив­но­сти даже раз­ви­ва­ю­щим­ся стра­нам. Этот кон­траст порож­да­ет дву­сто­рон­ний поток меди­цин­ско­го туриз­ма: США одно­вре­мен­но лиди­ру­ют по чис­лу как въезд­ных, так и выезд­ных пациентов.

Медицинские инновации мирового масштаба

США не про­сто сле­ду­ют за про­грес­сом — они его фор­ми­ру­ют. Имен­но здесь созда­ют­ся и внед­ря­ют­ся меди­цин­ские тех­но­ло­гии, кото­рые затем ста­но­вят­ся гло­баль­ны­ми стандартами:

  • Стен­ти­ро­ва­ние сосу­дов серд­ца, кото­рое сего­дня при­ме­ня­ет­ся повсе­мест­но, было внед­ре­но в США в 1990‑х и ста­ло осно­вой совре­мен­ной кардиологии.
  • CAR‑T тера­пия, одоб­рен­ная FDA в 2017 году, поло­жи­ла нача­ло новой эре в онко­ло­гии — пер­со­на­ли­зи­ро­ван­но­му лече­нию, осно­ван­но­му на моди­фи­ка­ции соб­ствен­ных иммун­ных кле­ток пациента.
  • Хирур­ги­че­ский робот Da Vinci, раз­ра­бо­тан­ный аме­ри­кан­ской Intuitive Surgical, транс­фор­ми­ро­вал под­ход к хирур­гии, осо­бен­но в онко­уро­ло­гии, гине­ко­ло­гии и общей хирургии.
  • Ген­ная тера­пия, вклю­чая пре­па­ра­ты Zolgensma и Luxturna, впер­вые одоб­ре­на и ком­мер­ци­а­ли­зи­ро­ва­на имен­но в США — это клю­че­вой шаг к инди­ви­ду­а­ли­зи­ро­ван­ной меди­цине будущего.

Эта инно­ва­ци­он­ная мощь бази­ру­ет­ся на мощ­ной эко­си­сте­ме R&D: Гар­вард, MIT, Stanford, Mayo Clinic, Cleveland Clinic, NIH и десят­ки стар­та­пов, еже­днев­но транс­фор­ми­ру­ю­щих нау­ку в терапию.

В рей­тин­ге луч­ших гос­пи­та­лей мира по вер­сии Newsweek и Statista США зани­ма­ют пер­вые 7 пози­ций, а из 100 луч­ших – 53 нахо­дят­ся в США.

Медицинское образование и Нобелевские премии

В 2022 году аме­ри­кан­ские меди­цин­ские шко­лы заня­ли все 20 пер­вых мест в миро­вом рей­тин­ге Ceoworld Magazine. А за всю исто­рию Нобе­лев­ской пре­мии по физио­ло­гии и меди­цине 100 лау­ре­а­тов — из США, что зна­чи­тель­но пре­вы­ша­ет пока­за­те­ли дру­гих стран, далее по убы­ва­ю­щей: 30 из Англии, 17 из Гер­ма­нии и 11 из Фран­ции. Вклю­чая уче­ных из Гар­вар­да и Мас­са­чу­сет­ско­го уни­вер­си­те­та, удо­сто­ен­ных награ­ды в 2024 году за откры­тие меха­низ­мов регу­ля­ции актив­но­сти генов.

США — крупнейший донор медицинского туризма

В 2024 году око­ло 14 мил­ли­о­нов чело­век по все­му миру отпра­ви­лись за гра­ни­цу ради меди­цин­ско­го лече­ния. На пер­вом месте — граж­дане США: 1,9 мил­ли­о­на паци­ен­тов поки­ну­ли стра­ну в поис­ках доступ­ных по цене и каче­ствен­ных меди­цин­ских услуг. Основ­ные направ­ле­ния: Мек­си­ка, Коста-Рика, Индия, Таи­ланд, Турция.

При­чи­на — эко­но­ми­ка. Например:

  • Шун­ти­ро­ва­ние серд­ца: в США — 120,000 $, в Индии — 10,000–20,000 $
  • Имплан­та­ция зуба: в США — 3,000–5,000 $, в Таи­лан­де — 900–1,500 $
  • Эндо­про­те­зи­ро­ва­ние колен­но­го суста­ва: в США — 35,000 $, в Мек­си­ке — 10,000 $

Выезд­ной туризм стал частью стра­те­гии паци­ен­тов сред­не­го клас­са, стре­мя­щих­ся мини­ми­зи­ро­вать рас­хо­ды, кото­рые аме­ри­кан­ская стра­хо­вая систе­ма покры­ва­ет лишь частично.

Обратный поток: кто и зачем едет лечиться в США

Одно­вре­мен­но, 100 000–200 000 ино­стран­ных паци­ен­тов еже­год­но выби­ра­ют США ради уни­каль­ных воз­мож­но­стей, кото­рые невоз­мож­но вос­про­из­ве­сти в дру­гих стра­нах: уча­стие в кли­ни­че­ских иссле­до­ва­ни­ях, доступ к экс­пе­ри­мен­таль­ной тера­пии, лече­нию в цен­трах уров­ня Memorial Sloan Kettering и MD Anderson.

Основ­ные направ­ле­ния: онко­ло­гия, кар­дио­хи­рур­гия, ней­ро­хи­рур­гия, транс­план­то­ло­гия и ген­ная тера­пия.
При­ез­жа­ют на лече­ние в США из: Китая, стран Пер­сид­ско­го зали­ва, Кана­ды, Запад­ной Европы.

Аме­ри­кан­ские кли­ни­ки адап­ти­ру­ют сер­вис под запро­сы бога­тых паци­ен­тов.
В Boston Children’s Hospital дохо­ды от паци­ен­тов с Ближ­не­го Восто­ка вырос­ли на 28%.
В Detroit Medical Center кли­ен­тов из араб­ских стран встре­ча­ют на араб­ском язы­ке, предо­став­ля­ют халяль­ное пита­ние, жен­ский мед­пер­со­нал, молит­вен­ные ком­на­ты.
В Johns Hopkins Hospital — лич­ные пова­ра и дизай­нер­ские хала­ты как эле­мент пре­ми­аль­но­го опы­та.
Для бога­тых китай­ских кли­ен­тов про­во­дит­ся гене­ти­че­ское про­фи­ли­ро­ва­ние, ана­лиз ство­ло­вых кле­ток и раз­ме­ще­ние в усло­ви­ях 5‑звездочного отеля.

Медицинский туризм — глобальная реальность

Сего­дня меди­цин­ский туризм — это не исклю­че­ние, а нор­ма. Как и тра­ди­ци­он­ный туризм, он обслу­жи­ва­ет мил­ли­о­ны кли­ен­тов, сле­дуя за спро­сом: кто-то едет за доступ­но­стью, кто-то — за тех­но­ло­ги­я­ми. США зани­ма­ют в этом мире уни­каль­ное место: они одно­вре­мен­но явля­ют­ся постав­щи­ком пере­до­вых реше­ний и самым доро­гим рын­ком, отку­да паци­ен­ты ухо­дят — и куда паци­ен­ты стремятся.

Поделиться
Владимир Тен

Врач по образованию, основатель Медмоста.
«В Корее мне спасли жизнь, после этого я решил
помогать людям лечится за границей.»

Medmost
Получить программу лечения