История пациента. Лечение меланомы глаза в Германии

Рас­ска­жем исто­рию паци­ент­ки Ната­льи с мела­но­мой гла­за. Когда узна­ла диа­гноз и поня­ла, что в боль­шин­стве слу­ча­ев после опе­ра­ции при­дет­ся лишить­ся гла­за, пыта­лась най­ти вра­чей в Гер­ма­нии и потра­ти­ла пол­то­ра меся­ца впу­стую. Потом обра­ти­лась в агент­ство. Анна Веген, руко­во­ди­тель Дойч­ме­дик нашли кли­ни­ку в Гер­ма­нии, орга­ни­зо­ва­ли поезд­ку, и паци­ент­ке выле­чи­ли мела­но­му гла­за. Глаз сохра­ни­ли, паци­ент­ка про­дол­жа­ет жить обыч­ной жизнью. 

Паци­ент­ка: Ната­лья, 50 лет
Диа­гноз в Рос­сии: ново­об­ра­зо­ва­ние в левом гла­зу; 
Лече­ние в Рос­сии: не лечи­лась — сра­зу реши­ла обсле­до­вать­ся и лечить­ся в Гер­ма­нии; 
Где лечи­лась: кли­ни­ка офталь­мо­ло­гии уни­вер­си­те­та в Эссене; 
Диа­гноз в Гер­ма­нии: уве­аль­ная мела­но­ма; 
Лече­ние: бра­хи­те­ра­пия; 
Резуль­тат: паци­ент­ка пол­но­стью здорова.

Паци­ент­ка попро­си­ла сохра­нить ано­ним­ность, поэто­му в ста­тье исполь­зу­ем вымыш­лен­ное имя.

Жалобы на вспышки в глазу и страшный диагноз

В авгу­сте 2018 года у Ната­льи появи­лись «вспыш­ки» в левом гла­зу. Похо­жие ощу­ще­ния воз­ни­ка­ют, если закрыть глаз и нада­вить на него. Осо­бен­но ярки­ми вспыш­ки были в темноте.

Ната­лье 50 лет, у неё не было хро­ни­че­ских забо­ле­ва­ний — ниче­го пло­хо­го не пред­по­ла­га­ла. Потер­пе­ла вспыш­ки три неде­ли и пошла к вра­чу по месту житель­ства. Врач осмот­рел её и ска­зал, что у нее в  гла­зу какое-то новообразование.

Дома изу­чи­ла инфор­ма­цию в интер­не­те и поня­ла, что ново­об­ра­зо­ва­ние может быть зло­ка­че­ствен­ным. И тогда есть риск поте­рять глаз. Пер­спек­ти­вы ужа­са­ли. Обсу­ди­ли про­бле­му с мужем и реши­ли обсле­до­вать­ся и лечить­ся за границей.

Попытка уехать на лечение самостоятельно

У Ната­льи есть род­ствен­ни­ки в Гер­ма­нии. Она позво­ни­ла им, рас­ска­за­ла о про­бле­ме и попро­си­ла най­ти вра­ча. Род­ствен­ник запи­сал её на при­ём к офталь­мо­ло­гу в поли­кли­ни­ку по месту житель­ства, вре­мя было на конец сен­тяб­ря 2018 года.

У супру­гов дей­ство­ва­ла Шен­ген­ская виза. Купи­ли биле­ты на само­лет и при­ле­те­ли во Франк­фурт-на-Майне. Из аэро­пор­та на так­си дое­ха­ли до места назна­че­ния за 160 евро. Оста­но­ви­лись у родственников.

На сле­ду­ю­щий день при­шли к офталь­мо­ло­гу. Врач пред­по­ло­жил мела­но­му — зло­ка­че­ствен­ное ново­об­ра­зо­ва­ние. Реко­мен­до­вал обра­тить­ся в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ный центр — это меди­цин­ские учре­жде­ния, кото­рые рабо­та­ют со слож­ны­ми забо­ле­ва­ни­я­ми. В обыч­ной боль­ни­це за такие не берутся. 

Заключение врача на немецком языке. Подтвердили меланому глаза

Заклю­че­ние вра­ча на немец­ком язы­ке. Под­твер­ди­ли мела­но­му глаза

Род­ствен­ни­ки пыта­лись само­сто­я­тель­но най­ти  кли­ни­ки и свя­зать­ся с ними, но им отка­зы­ва­ли. Они не зна­ли, что нуж­но обра­тит­ся в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные цен­тры. Паци­ент­ке при­шлось вер­нуть­ся домой ни с чем. В сере­дине октяб­ря 2018 года Ната­лья обра­ти­лась в ком­па­нию, что­бы ей помог­ли най­ти вра­ча, кли­ни­ку и орга­ни­зо­вать лечение.

В Гер­ма­нии зло­ка­че­ствен­ных опу­хо­лей глаз лечат толь­ко в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных цен­трах уни­вер­си­тет­ских боль­ниц. Люди без меди­цин­ско­го обра­зо­ва­ния как пра­ви­ло об этом не зна­ют и не могут само­сто­я­тель­но запи­сать туда паци­ен­та из дру­гой стра­ны. Ино­стран­ный паци­ент без зна­ния пра­вил рабо­ты систе­мы здра­во­охра­не­ния Гер­ма­нии и немец­ко­го язы­ка вряд ли смо­жет попасть на лече­ние в нуж­ную больницу.

Организация поездки и выбор клиники

Мы объ­яс­ни­ли паци­ент­ке план орга­ни­за­ции поездки: 

  1. Выби­ра­ем кли­ни­ку — тот самый спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ный центр; 
  2. Согла­со­вы­ва­ем дату при­е­ма — она будет закреп­ле­на за паци­ен­том, не нуж­но будет сидеть в оче­ре­ди, врач будет ждать кон­крет­но­го пациента; 
  3. Высы­ла­ем при­гла­ше­ние кли­ни­ки паци­ен­ту и в немец­кое кон­суль­ство для полу­че­ния визы;
  4. По готов­но­сти визы поку­па­ем биле­ты на самолет.

В аэро­пор­ту при­ле­та после полу­че­ния бага­жа и выхо­да в зал при­ле­тов паци­ент­ку встре­ча­ет сотруд­ник с таб­лич­кой. Теле­фон встре­ча­ю­ще­го сооб­ща­ем зара­нее. Из аэро­пор­та паци­ен­та достав­ля­ют в гости­ни­цу, раз­ме­ща­ют, рас­ска­зы­ва­ют, что есть рядом: где мож­но поесть, куда про­гу­лять­ся, где нахо­дит­ся больница.

На сле­ду­ю­щий день за паци­ен­том при­ез­жа­ет коор­ди­на­тор-пере­вод­чик, отво­зит в боль­ни­цу, пере­во­дит все раз­го­во­ры с вра­ча­ми, нахо­дит­ся рядом во вре­мя всех процедур.

Сопро­вож­да­ют паци­ен­та и пере­во­дят на всех меди­цин­ский меро­при­я­ти­ях штат­ные коор­ди­на­то­ры-пере­вод­чи­ки. Паци­ент может обра­щать­ся к коор­ди­на­то­ру-пере­вод­чи­ку в любой момент с вопро­са­ми, по обсле­до­ва­ни­ям, лече­нию или быто­вым делам.

Мы пред­ло­жи­ли Ната­лье для обсле­до­ва­ний и лече­ния кли­ни­ку офталь­мо­ло­гии уни­вер­си­те­та в Эссене. Туда отправ­ля­ют паци­ен­тов с самы­ми слож­ны­ми слу­ча­я­ми из все­го реги­о­на Рейн-Рур, при­ез­жа­ют паци­ен­ты со все­го мира. Вра­чи в кли­ни­ке исполь­зу­ют пере­до­вые мето­ды диа­гно­сти­ки и лече­ния внут­риг­лаз­ных опу­хо­лей, и обо­ру­до­ва­ние из новей­ших меди­цин­ских тех­но­ло­гий. Был боль­шой шанс сохра­нить глаз. 

Мы запи­са­ли паци­ент­ку на при­ем на сере­ди­ну нояб­ря 2018 года для уточ­не­ния диа­гно­за к глав­но­му вра­чу — про­фес­со­ру. Шен­ген­ская виза у паци­ент­ки и её мужа уже была. Что­бы при­ём состо­ял­ся, Ната­лья внес­ла в кли­ни­ку по сче­ту депозит 

Первая поездка на лечение. Первый приём у врача

Супру­ги сами купи­ли биле­ты на само­лет в Дюс­сель­дорф. А отту­да пря­мо из аэро­пор­та дое­ха­ли в Эссен за 25 минут без пере­са­док на элек­трич­ке — так дешев­ле. На так­си вышло бы 50 евро, на элек­трич­ке — 26 за двоих. 

Глав­ный вок­зал Эссе­на рас­по­ло­жен в цен­тре горо­да, где есть гости­ни­цы всех кате­го­рий. Паци­ент­ка выби­ра­ла отель сама — так захо­те­ла. Но по жела­нию мы можем подо­брать отель или квар­ти­ру под бюд­жет паци­ен­та и его предпочтения. 

Гости­ни­ца рас­по­ла­га­лась рядом с кли­ни­кой, мож­но было дой­ти пеш­ком. Коор­ди­на­тор-пере­вод­чик встре­тил супру­гов у глав­но­го вхо­да на тер­ри­то­рию боль­нич­но­го город­ка уни­вер­си­тет­ской кли­ни­ки Эссен и про­вел через про­це­ду­ры оформления.

Территория университетской клиники Эссен
Тер­ри­то­рия уни­вер­си­тет­ской кли­ни­ки Эссен

Затем паци­ент­ка пошла на при­ем к про­фес­со­ру вме­сте с коор­ди­на­то­ром-пере­вод­чи­ком. Про­фес­сор осмот­рел паци­ент­ку и повёл её на обсле­до­ва­ния. Осмот­ры и обсле­до­ва­ния дли­лись
4 часа. После них про­фес­сор заклю­чил, что у паци­ент­ки мела­но­ма гла­за или если точ­нее — уве­аль­ная мела­но­ма

Уве­аль­ная мела­но­ма — это самая частая внут­риг­лаз­ная зло­ка­че­ствен­ная опу­холь у взрос­лых. На нее при­хо­дит­ся 12–15% от мела­ном вооб­ще и 90% от всех внут­риг­лаз­ных ново­об­ра­зо­ва­ний. Пик забо­ле­ва­е­мо­сти в  50 – 60 лет. В боль­шин­стве слу­ча­ев опу­холь пора­жа­ет один глаз. Если не лечить, опу­холь дает мета­ста­зы и при­во­дит к смерти. 

Про­фес­сор пред­ло­жил кон­такт­ное облу­че­ние опу­хо­ли — бра­хи­те­ра­пию. Бла­го­да­ря про­це­ду­ре был высо­кий шанс сохра­нить глаз, у поло­ви­ны паци­ен­тов пол­но­стью вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся зре­ние, и они про­дол­жа­ют обыч­ную жизнь. Пяти­лет­няя выжи­ва­е­мость после бра­хи­те­ра­пии уве­аль­ной мела­но­мы 90 – 95%. 

Док­тор ска­зал, что сроч­ное лече­ние не тре­бу­ет­ся и пред­ло­жит при­е­хать на гос­пи­та­ли­за­цию через месяц. Это тоже обыч­ная прак­ти­ка для немец­ких кли­ник. Если не нуж­но сроч­ное лече­ние,
то пред­ла­га­ют при­е­хать через вре­мя. До это­го есть оче­редь из дру­гих пациентов. 

Кли­ни­ка выста­ви­ла пред­ва­ри­тель­ный рас­чёт сто­и­мо­сти лече­ния на сум­му 14 000 евро. В неё вхо­ди­ло: лече­ние в кли­ни­ке, гоно­рар про­фес­со­ра, нар­ко­зы, пре­бы­ва­ние в пала­те, пита­ние, меди­ка­мен­ты, меди­цин­ский кон­троль. Кли­ни­ка сра­зу пре­ду­пре­жда­ет, что это пред­ва­ри­тель­ная сто­и­мость. Во вре­мя лече­ния может ока­зать­ся, что нуж­ны допол­ни­тель­ные про­це­ду­ры, и тогда при­дет­ся допла­тить. Если сто­и­мость лече­ния ока­жет­ся ниже, то остав­шу­ю­ся часть вернут. 

Мы пере­ве­ли на рус­ский язык меди­цин­ские доку­мен­ты и вру­чи­ли паци­ент­ке вме­сте с ори­ги­на­ла­ми. Согла­со­ва­ли гос­пи­та­ли­за­цию на сере­ди­ну декаб­ря 2018 года. Ната­лья внес­ла в кли­ни­ку депо­зит 14 000 евро и уле­те­ла с мужем домой.

Документ из клиники на немецком языке с указанием предварительной стоимости лечение

Доку­мент из кли­ни­ки на немец­ком язы­ке с ука­за­ни­ем пред­ва­ри­тель­ной сто­и­мо­сти лечение

Вторая поездка. Операция, брахитерапия, выписка

В сере­дине декаб­ря 2018 года паци­ент­ка с мужем при­ле­те­ла в Гер­ма­нию на опе­ра­цию. Биле­ты и гости­ни­цу супру­ги бро­ни­ро­ва­ли сами. Так же как и на при­е­ме в пер­вый при­лет, коор­ди­на­тор встре­ти­ла паци­ент­ку в боль­ни­це и помог­ла с оформ­ле­ни­ем. С паци­ен­том рабо­тал пере­вод­чик: помо­гал пони­мать, что гово­рят вра­чи и медсестры.

Паци­ент­ку раз­ме­сти­ли в пала­ту, взя­ли необ­хо­ди­мые ана­ли­зы. Ана­сте­зио­лог и хирург объ­яс­ни­ли, как будет про­хо­дить операция:

  1. Под общим нар­ко­зом в опе­ра­ци­он­ной рас­се­ка­ют гла­зо­дви­га­тель­ную мыш­цу, мар­ки­ру­ют тень гра­ни­цы опу­хо­ли и фик­си­ру­ют к белоч­ной обо­лоч­ке офталь­мо­ап­пли­ка­тор. После фик­са­ции аппли­ка­то­ра на тон­кую про­зрач­ную сли­зи­стую обо­лоч­ку глаз­но­го ябло­ка накла­ды­ва­ют непре­рыв­ный шов. 
  2. Перед уста­нов­кой на аппли­ка­тор нано­сят радио­ак­тив­ное веще­ство — руте­ний-106. Он облу­ча­ет толь­ко опу­холь, не заде­ва­ет здо­ро­вые ткани. 
  3. После опе­ра­ции на сут­ки накла­ды­ва­ют бино­ку­ляр­ную повяз­ку, что­бы глаз не дви­гал­ся и аппли­ка­тор не сме­стил­ся. Под повяз­ку на глаз кла­дут золо­той лист, что­бы умень­шить излу­че­ние ради­а­ции в окру­жа­ю­щее про­стран­ство, и не было угро­зы для паци­ен­та. Через сут­ки дела­ют УЗИ и про­ве­ря­ют, на месте ли аппли­ка­тор. При необ­хо­ди­мо­сти поправляют. 
  4. Врач рас­счи­ты­ва­ет вре­мя воз­дей­ствия. Уда­ля­ют аппли­ка­тор так­же с помо­щью опе­ра­ции. Боль­но­го выпи­сы­ва­ют из ста­ци­о­на­ра на 2 – 4 день после уда­ле­ния аппликатора.
  5. Потом опу­холь раз­ру­ша­ет­ся от 8 до 24 меся­цев. Паци­ент при этом живёт обыч­ной жизнью.
  6. Ната­лью пре­ду­пре­ди­ли, что после бра­хи­те­ра­пии может дво­ить­ся в гла­зах, остать­ся на неко­то­рое вре­мя покрас­не­ние, отёк и сухость. Выда­ли кап­ли и крем, кото­ры­ми мож­но устра­нить эти симптомы.
  7. На сле­ду­ю­щий день Ната­лье сде­ла­ли опе­ра­цию и уста­но­ви­ли аппли­ка­тор для бра­хи­те­ра­пии. Аппли­ка­тор не вызы­вал боль — было ощу­ще­ние, буд­то в гла­зу что-то цара­па­ет. Но если боль воз­ни­ка­ет — мож­но попро­сить обезболивающее.
  8. Ната­лья лежа­ла в отдель­ной пала­те, и к ней не пус­ка­ли нико­го, кро­ме меди­цин­ско­го пер­со­на­ла, что­бы защи­тить посе­ти­те­лей от радио­ак­тив­но­го излу­че­ния. С мужем и коор­ди­на­то­ром паци­ент­ка обща­лась по телефону.
  9. Вра­чи каж­дый день осмат­ри­ва­ли паци­ент­ку, про­ве­ря­ли само­чув­ствие, меня­ли повяз­ку и нано­си­ли на глаз про­ти­во­вос­па­ли­тель­ный крем.
  10. Бра­хи­те­ра­пия про­шла без ослож­не­ний. Ната­лье сде­ла­ли ещё одну опе­ра­цию и убра­ли аппли­ка­тор. Нало­жи­ли повяз­ку на глаз, ска­за­ли не сни­мать её, и в тот же день выпи­са­ли. В ито­ге в кли­ни­ке Ната­лья про­ле­жа­ла 6 дней. 

Через 2 дня Ната­лья при­шла на кон­троль­ный осмотр. Повяз­ку сня­ли — оте­ков и покрас­не­ний не было. Реко­мен­до­ва­ли при­е­хать через год на осмотр и оце­нить резуль­тат лечения. 

Мы пере­ве­ли меди­цин­ские доку­мен­ты с немец­ко­го на рус­ский язык и отда­ли паци­ент­ке вме­сте с ори­ги­на­ла­ми. Дого­во­ри­лись, что будем на свя­зи, и бли­же к назна­чен­ной дате запи­шем её на повтор­ный  при­ём. «Вспыш­ки» и боле­вые ощу­ще­ния в гла­зу у паци­ент­ки после выпис­ки прошли.

До сле­ду­ю­ще­го осмот­ра в кли­ни­ке Ната­лье реко­мен­до­ва­ли наблю­дать­ся по месту житель­ства. Паци­ен­тов, кото­рые лечат­ся за гра­ни­цей, не все­гда охот­но при­ни­ма­ют дома. Если воз­ни­ка­ют труд­но­сти с при­е­мом, мы про­сим у паци­ен­та кон­такт вра­ча, свя­зы­ва­ем­ся с ним и реша­ем про­бле­му. Если у паци­ен­та на осмот­рах нахо­дят какие-то ослож­не­ния, мы пере­да­ем инфор­ма­цию леча­щим вра­чам в кли­ни­ку, а реко­мен­да­ции отту­да — па

Третья поездка. Осмотр через год после операции

В сен­тяб­ре 2019 года Ната­лья при­е­ха­ла в кли­ни­ку на кон­троль­ный осмотр у про­фес­со­ра. На осмот­ре сле­дов опу­хо­ли не обна­ру­жи­ли, ниче­го не бес­по­ко­и­ло. Паци­ент­ка про­бы­ла в Гер­ма­нии 3 дня, вклю­чая день при­ле­та и вылета.

Про­фес­сор реко­мен­до­вал при­е­хать через год ещё раз, но из-за коро­на­ви­рус­ных огра­ни­че­ний в 2020 году при­ем не состо­ял­ся — Ната­лья про­шла осмотр по месту житель­ства. Сле­дов опу­хо­ли не обна­ру­жи­ли — болезнь ушла.

После всех осмот­ров кли­ни­ка соста­ви­ла ито­го­вый рас­чет сто­и­мо­сти лече­ния и вер­ну­ла паци­ент­ке пере­пла­ту на бан­ков­ский счет. Из депо­зи­та 14 500 евро паци­ент­ке вер­ну­ли 4 480,37 евро.

Итоговый расчет стоимости лечения, который выставила клиника после завершения медицинских мероприятий

Ито­го­вый рас­чет сто­и­мо­сти лече­ния, кото­рый выста­ви­ла кли­ни­ка после завер­ше­ния меди­цин­ских мероприятий

Паци­ент­ка мог­ла сэко­но­мить на пере­ле­те туда и обрат­но, затра­тах на про­езд и про­жи­ва­ние в Гер­ма­нии — за пери­од, когда пыта­лась най­ти вра­ча само­сто­я­тель­но. И попасть на лече­ние на пол­то­ра меся­ца рань­ше. Пере­лет и про­жи­ва­ние в гости­ни­це паци­ент­ка опла­чи­ва­ла само­сто­я­тель­но, дан­ных об этих затра­тах нет.

  • При­е­мы у вра­ча и обсле­до­ва­ния — 1127 евро
  • Лече­ние в кли­ни­ке — 8892 евро
  • Орга­ни­за­ци­он­ные услу­ги, пере­вод доку­мен­та­ции, сопро­вож­де­ние пере­вод­чи­ка - 760 евро
  • Все­го: 10779 евро

Запрос на лечение

Полу­чить вто­рое мне­ние, план и сто­и­мость лече­ния мела­но­мы глаза.




    Поделиться
    Владимир Тен

    Врач по образованию, основатель Медмоста.
    «В Корее мне спасли жизнь, после этого я решил
    помогать людям лечится за границей.»

    Medmost
    Получить программу лечения